21 марта 2011 г.

Создание сайта для пользователей

   Порой приходится читать записи блоггеров о том, как сделать полезный для людей сайт, или же о том, как найти "слабые" в плане так называемого "юзабилити" сайта места. Для только начинающего веб-мастера подобные советы могут быть полезны, так как чаще всего новички видят сайты схожих тематик и пытаются лишь ровняться на них, создавая как можно точную копию и совсем упуская то, что такой сайт может быть вообще не полезен посетителям. И вправду, зачем посетителям копия какого-либо сайта?

   Чтобы создать что-то полезное, нужно подходить с уникальностью к своему проекту. Наверное, нет ни одного сайта, пользователей (постоянный, чаще - ещё и зарегистрированный, посетитель сайта) и посетителей ("зашёл почитать") которого всё устраивало бы, ведь меняются не только интересы пользователей, но актуальность тем. Во избежании паники, которая возникает у веб-мастера в связи с падением посещаемости или негативными отзывами о сайте, следует разобраться с тем, как оптимальнее подойти к поиску и решению проблем.

   Во многих случаях сайты привлекают посетителей с поисковых систем и, вполне логично предполагать, веб-мастер пойдёт анализировать клики и приток посетителей именно с них. Поскольку статистика в инструментах для веб-мастеров показывается с задержкой (в той же поисковой системе "Яндекс" статистика рассчитывается раз в неделю), то анализ по счётчикам является хорошим и единственным инструментом, позволяющим найти источник проблем.

   Чаще всего посещаемость сайта падает при частичных или полных потерях позиций в результатах поиска, о чём можно узнать, проанализировав количество посетителей, пришедших на сайт по определённым запросам. Если позиции в результатах поиска потеряны лишь лишь частично, то скорее всего сайты-конкуренты начали активнее развиваться; если же сайт или отдельные его страницы стали отсутствовать в поиске вообще, это может быть связано с какими-то проблемами на сервере (например, в момент посещения роботом поисковой системы) или кражей контента. О причинах первой проблемы можно узнать посредством логов сервера и посредством инструментов для веб-мастеров, а вот о причинах второй проблемы узнать иногда слишком сложно. Честно говоря, я не знаю о существовании каких-либо специальных сервисов, позволяющих определить, присваивал ли кто-то информацию с сайта без ведома его владельца и установки ссылки на первоисточник, но проверить уникальность текста отдельных страниц сайта можно посредством сервиса CopyScape (но проверять, установлена ли ссылка на первоисточник, нужно вручную). Личное же мнение состоит в том, что проверять уникальность следует исключительно вручную, прописывая часть текста в строку запроса, без помощи каких-либо сервисов.

   Если кража контента имеет место быть и страницы сайта, присвоившего текст, находятся в результатах поиска выше, чем первоисточник, стоит написать об этом в письме в службу поддержки поисковой системы "Яндекс". Это позволит не только вернуть позиции важных страниц и начать снова привлекать посетителей, но и позволит усовершенствовать алгоритмы поиска, поэтому служба поддержки поисковой системы идёт навстречу и чаще всего быстро реагирует на подобные случаи. Проблем, когда бы страница с оригинальным содержимым находилась в результатах поиска Google ниже, чем статья с ворованным содержимым, я ещё ни разу не встречал.


   Позиции в результатах поиска не могут являться единственной причиной, которая бы могла повлиять на посещаемость. Многим пользователям, в связи с развитием технологий и более высокими скоростями доступа в глобальную сеть, стали необходимы быстро загружающиеся сайты. Если встать на сторону пользователя и взглянуть на сайт со стороны, может стать видна не только долгая загрузка страниц, которая в большинстве случаев вынуждает обратиться за информацией к сайтам-конкурентам, но и другие недостатки, перечислить которые довольно трудно, а чаще - просто не представляется возможным.

   К одному из недостатков, влияющих на удобство пользования сайтом, для меня на протяжении долгого времени являлась постоянная ширина страниц сайта: всё время, чтобы просмотреть страницу полностью, нужно было прокрутить ползунок браузера не только по вертикали, но ещё и по горизонтали. Лишь когда сменил компьютерные комплектующие на более новые, я удостоился возможности не обращать внимание на данный недостаток. Наверняка некоторые пользователи всё ещё пользуются маленьким разрешением экрана и видят плюсы лишь в страницах с динамической шириной.


   Среди интернет-пользователей много ненавистников всплывающих окон (рекламные объявления pop-up и реклама click-under) и, если данные виды рекламных материалов недавно были введены на сайте, стоит их ликвидировать. Большого заработка, как правило, подобная реклама не приносит, а в глазах посетителей резко изменяет репутацию сайта в худшую сторону. Мне, например, при виде pop-up рекламы или сообщений от браузера о том, что заблокированы какие-либо подобные скрипты, не хочется даже один раз кликнуть на какую-либо страницу сайта, что связано с уходом с него. Посмотреть на ту же Википедию - прекрасный сайт, на котором нет не только всплывающей рекламы, но и нет рекламы вообще, с одним единственным недостатком: страницы Википедии имеют слишком много ссылок, а цвет ссылок отличается от цвета текста, что, на мой взгляд, сильно затрудняет чтение текста.


   Причины, по которым посетители и пользователи начали проявлять наименьшую активность на сайте, не ограничиваются потерями позиций, временными проблемами на сервере или недостатками внешнего вида сайта. Если сайт действительно интересен и содержит полезную информацию, то пользователь вернётся на него даже после возникновения каких-либо сбоев, заставивших на протяжении, допустим, суток ожидать полноценной работы сайта. Если же сайт начал терять постоянных посетителей и выяснить причину этого веб-мастер затрудняется даже после анализа всех данных, следует спросить о причинах самих пользователей.

   В моменты, когда требуется ответ на какой-либо вопрос от самого пользователя сайта, активность которого упала, и связаться с этим пользователем нет возможности из-за отсутствия контактных данных, веб-мастера вспоминают о необходимости обратной связи. Важно изначально создавать условия, которые позволят пользователю связываться с администратором сайта или хотя бы одним из его модератором: посредством формы обратной связи, посредством темы на форуме, комментариев к статьям, гостевой книги, популярных средств мгновенного обмена сообщениями ICQ или Jabber и других.

   Далеко не факт, что единичные пользователи перестали проявлять какой-либо интерес из-за его отсутствия, и даже более возможно то, что у пользователя просто не осталось на это времени (работа, сессия, переезд или какие-либо другие причины), но чтобы это узнать, веб-мастеру нужно связаться с пользователем. В редких случаях пользователю, вдруг, после некоторого времени, перестала нравиться структура сайта и его внешний вид, но это не значит, что посетители пользовались и пользуются идеальным сайтом. Перспектива развития и перемен (естественно, в лучшую сторону) всегда должна быть и это следует учитывать, когда пытаетесь выяснить причины упадка посещаемости. Интересные удобные сайты всегда привлекают посетителей, поэтому внимание стоит заострять даже на самых незначительных проблемах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий